Фотогалерея

Брошюра Кабанова И. В. «Коломенский край. Деревня Молитвино»

Брошюра Кабанова И. В. «Коломенский край. Деревня Молитвино» Публикуем на нашем сайте текст брошюры Кабанова И. В. "Коломенский край. Деревня Молитвино", изданной в марте 2011 года по инициативе жителей деревни Молитвино.

 

Предисловие

 

В брошюре Кабанова И. В. «Коломенский край. Деревня Молитвино» на примере всего одной деревеньки, затерявшейся на бескрайних российских просторах, прослеживается, анализируется, дух, беды и радости тысячелетней России. Его поколение - это поколение середины 30-х годов ХХ века – сложнейший, тяжелейший период в жизни страны, которая совсем недавно вышла из многолетней первой мировой и гражданской войны, полностью разрушившей её экономику, унесшей миллионы человеческих жизней.

СССР стал бельмом на глазу у мирового империализма, который ни на один день не прекращал тайную и открытую борьбу с ним с целью его уничтожения, не раз угрожая войной, вспомним хотя бы ультиматум Керзона.

Срочно требовалось восстановить экономику, реформировать и модернизировать экономику страны. К тому же в стране шла непрерывная борьба за власть внутри партийной верхушки.

Руководство страны отдавало себе отчет в том, что времени на всё это мало, и будущая война это будет война на уничтожение и расчленение СССР. Несмотря на сложнейшую международную обстановку, на прощупывание Советской России штыком – локальные войны с Японией, Финляндией, задача реформирования и модернизации экономики к 1940 году была в основном выполнена. Правда ценой огромных жертв народа. Несмотря на нищету, голод основная масса народа с энтузиазмом трудились на стройках пятилеток, на колхозных полях. Огромное значение придавалось укреплению обороноспособности страны. Красная Армия неустанно оберегала рубежи страны и давала сокрушительный отпор любым попыткам прощупать силу СССР.

На примере одной деревни Кабанову, на мой взгляд, удалось передать дух того времени, великий дух русского народа, не раз спасавшего свою страну.

Теперь мы живём в новой, независимой ни от Грузии ни от прибалтийских карликов, стране, в России, урезанной в территории, вдвое по населению, в России, потерявшей за эти годы миллионы жизней дееспособных людей, в России, которая в ельцинские времена была на грани полного распада: Шаймиев, Россель, Э. Кирсанов и другие князья и князьки хотели вернуть её в XII век.

Верхушка КПСС в лице Горбачёва М.С., обанкротившаяся в борьбе за мировое господство с США и их союзниками, в течение нескольких лет подготовила и совершила переворот: 1) антиалкогольная компания; 2) Нагорный Карабах, узбекское дело (разжигание национальной розни), реформирование партии – полная смена состава Политбюро ЦК КПСС, своими сторонниками типа Ельцина, Слюнькова, Зайкова, Яковлева... Это он позволил «всенародно избранным» президентам России, Украины, Белоруссии распустить СССР и образовать СНГ. Мавр сделал своё дело, Мавр ушёл, оставив страну с карточной системой (это через 46 лет после войны!). Делёжка народного пирога всё ещё продолжается: отсюда бесконечные убийства, рейдерство. Пауки поедают друг друга.

Прошло 20 лет с тех драматических событий. Страна мало – помалу начинает оживать. Но порядка по-прежнему нет. Недаром у нас полиция – это 1,5 млн. плотоядных офицеров и рядовых служащих. Многомиллионная изголодавшаяся по красивой жизни армия чиновничества, несмотря на «борьбу» с коррупцией продолжает воровать. А ведь вроде бы есть все властные органы: Президент, Глава Правительства, Дума, Совет Федерации (отстойник для отставников типа Шаймиева и ему подобных) – и всё это содержится за счёт учителей, врачей, рабочих, крестьян, получающих нищенскую зарплату. Нам говорят: «Плохо работаете, поэтому мало получаете».

Работу надо организовывать, но не так, как на Саяно–Шушенской ГЭС и сотнях других предприятий новых русских, коррупцию буквально выжечь калёным железом, заставить бизнес работать честно, платить налоги, неуклонно исполнять КЗОТ, в два раза сократить полицию, оставить в ней честных, порядочных людей, обеспечить их достойной зарплатой, чтобы они не побирались, восстановить систему профподготовки, детсадовского воспитания, бесплатного образования на всех уровнях, не уродовать его ежегодными никчёмными, не проверенными экспериментально новшествами типа учебников истории, литературы и, наконец, поднять учителя на такую высоту, «на которой он никогда и нигде не стоял», хотя бы до высоты, на которой стоял учитель в царской России; реформировать суды, что бы они в своей деятельности руководствовались только законом, а не телефонным правом, не взяткой.

У нас за мешок картошки, украденный бомжом с поля ЗАО или ООО, дадут три года или изуродуют, а то и убьют охранники, а за продажу трёх авианесущих крейсеров, стоимостью 4 миллиарда долларов каждый, проданных на металлолом в Японию или Турцию введут в сонм элиты.

Для реализации этих вопросов у нас есть всё: Президент, Председатель Правительства, Дума, Совет Федерации, губернаторы, главы муниципальных и сельских поселений. Пока вся эта рать работает больше для себя, а не для народа. Нельзя же без конца держать народ в чёрном теле. Все знают, чем это кончается. Разве Лужков сегодня стал жуликом? Он был им всегда.

Л. Кабанова

 

Подошла война в Подмосковье.

Ночь в накале зарев полна.

Будто русской жертвенной кровью

До земли намокли снега. Будто руки окаменели.

Будто вкопан он в грунт, во рву...

Этот парень в серой шинели

Не пропустил врага в Москву...

А.Сурков.

 

ЗАТЕРЯЛОСЬ ГДЕ-ТО СЕЛО

Лишь летом, в дачный сезон, здесь как-то чувствуется, что село живет. Зимой для восьмидесяти жителей Молитвина - спокойная тишина да теплые печки в домах. Большую часть их составляют пожилые люди. Самому старшему сельчанину - Семену Сергеевичу Гусеву - исполнилось 93 года. А что старикам надо? Внимание и любовь детей и внуков, хорошая пенсия да добрый праздник для всех, когда, позабыв заботы, можно собраться за большим столом, поговорить за чашкой чая и вспомнить трудные, но добрые годы.

Вот такой праздник и устроили жителям Молитвина. Нашлись добрые люди, приехала художественная самодеятельность из Лукерьинского Дома культуры, растопили самовар и поставили угощенье на столы.

По старинным обычаям совершил водосвятный молебен в честь престольного праздника Вознесения Господня священник Виктор Ерохин.

Дружно зазвенели чарки с медовухой под рассказы об истории села и его жителях, под песни и танцы самодеятельных артистов. Веселье набирало свой темп, и ринулись молодые ребята и девчата с бабушками лихо отплясывать под задорные частушки. Кто постарше был, чаевничал и по-доброму смотрел на веселящихся.

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ

Деревня Молитвино за победу в Великой Отечественной войне заплатила десятками человеческих жизней, отдала свой цвет и силу, как, «впрочем, и вся страна». Нет в деревне практически ни одного из 53 домов, который бы обошла «похоронка». Я до сих пор помню имена не вернувшихся с войны, хотя в год ее окончания мне было всего 9 лет. Среди них - Николай Кабанов, Николай Штыкин, Иван Аксенов. Это только три дома подряд.

Я прошу редакцию взять на себя инициативу: подняв жителей деревни на благородное дело: собрать средства и смонтировать скромный обелиск с именами погибших земляков. Думаю, что откликнутся все, кто живет в деревне и за ее пределами. Это нужно сделать, пока можно восстановить имена погибших. 45-летие Победы уже прошло, но впереди её полувековой юбилей.

Впрочем, открыть обелиск можно и без юбилея. Ведь увековечить десятки имён моих погибших земляков нужно не ради них, а ради ныне живущих, но в большей части бросившихся в омут мелочей жизни. Увековечить память земляков, отдавших жизнь за Родину, за нас, нужно еще и потому, что это будет памятником и нашим матерям, которые в грозную годину проводили своих сыновей, дочерей и мужей в адское полымя войны, благословили их, а сами взяли на себя каторжный труд военных лет: пахали, сеяли, убирали хлеб, доили коров, растили в нечеловеческих условиях малолетних детей. Матери получали «похоронки» и, смахнув слезу, стиснув зубы, снова брались за пилу, косу, вилы, сдавали государству картофель, молоко, мясо, яйца, шерсть, платили налог даже тогда, когда дети пухли с голода.

Мне могут сказать: есть же памятник в Лукерьине. Но это безликий мемориал. Hа тот, с фамилиями, о котором я пишу, выделять средства из бюджета не нужно будет ни по явным, ни по тайным статьям. Их соберет население по подписке. Найдутся и проектировщик, и архитектор, и художник, и строители.

Надеюсь, мои земляки поддержат идею сооружения обелиска в честь погибших на войне. Это нужно не мертвым, это нужно живым!

И. КАБАНОВ

уроженец д. Молитвино

Публикуя письмо И. Кабанова, редакция тем самым поддерживает инициативу сооружения обелиска в Молитвине. Дело теперь за жителями этой деревни, за депутатами Лукерьинского сельского Совета, за советом ветеранов войны и труда колхоза имени ХХII съезда КПСС. Надеемся, что и они поддержат предложение своего земляка, живущею ныне в Дмитровским районе.

Деревня Молитвино Коломенского района находится в 4 километрах севернее Коломны, с уклоном к речке Костерке, впадающей в Москву-реку. Деревня состоит из двух слобод на седловине, образованной двумя оврагами, построенных в виде сапога, носок которого загибается в сторону Коломны.

В статистическом справочнике «Московская губерния», список населённых пунктов по сведениям на 1859 год (издан ЦСК Министерства внутренних дел, редактор Огородников, СПБ, 1862 г.) имеются следующие сведения: Молитвинка (Молитвино) древнее название. Приложение к р.Молитвинке; 4 версты от Коломны. В справочнике «Коломенский уезд - коломенские вести» 1924 г. издания публикуются следующие сведения: Молитвино - на речке Костерке в 4-х верстах от города и в 2-х верстах от волостного села Сандыри. Ближайшая ж/д станция Коломна - 6 вёрст.

Местность гористая. Дворов - 54, жителей- 270. Имеется групповой сельский совет, объединяющий сёла Молитвино и Семибратское, пожарная дружина. Пахотной земли 174 десятины, лугов - 8 де¬сятин, усадьбы 12 десятин. Лошадей - 43, коров - 130 и один мирской бык, овец - 125, свиней – 20. Ближайшие к Молитвину деревни: Семибратское (родина дважды героя Советского Союза лётчика-истребителя гвардии полковника Зайцева Василия Александровича), Лысцево, Лукерьино, Морозовка, Ворыпаевка, Шапкино, Шеметово, Речки, Никульское и др. Молитвино входит в число старинных коломенских сёл. Археологические разведки выявили на берегах р. Костёрки, которая протекает около села, курганы и селище древнерусского, домонгольского периода XII-XIII вв.

Название села и местные микротопонимы «Архиерейский пруд», лес Поповка указывают на то, что населённый пункт имеет отношение к Русской Православной Церкви. Действительно, в описании Коломенского уезда XVI века отмечено: «село Молитвино, на речке на Костерке, а в селе храм Вознесенье Христово, древна клецки, стоит без моления...». Церковь была деревянной и в 1802 г. сгорела.

Археологические раскопки на территории показывают, что оно существовало уже во второй половине XIV века. Местным жителем В. И. Аксёновым найдены серебряная денга Рязанского княжества и дирхем Золотой Орды, отчеканенные во второй половине XIV века.

Как известно, Коломна окончательно была присоединена к Московскому княжеству в 1306 году. До этого она принадлежала Рязанскому княжеству.

Основание села относится к середине XIV века, когда в Коломне была образована своя епархия и коломенский епископ получил от Московского князя во владение на коломенских землях крупные вотчины.

В жалованных грамотах на вотчины московские князья и цари называли коломенских епископов «своими богомольцами». Отсюда, возможно и название села «Молитвино».

Весьма экзотичны названия окружающих Молитвино лесов: Усанкин овраг, Ивник, Деберка, Урёв (очевидно, от урёма, глухой лес), Убиенный овраг (по преданию, там брат убил брата), Татарское (возможно, связано название леса с татарскими набегами на Москву), Никульская гора и др.

Деревня Молитвино была передана в вотчинное владение Коломенской епархии. Московские князья высоко оценивали службу коломенских епископов, щедро одаривали их землёй, деревнями. Часто князья посещали Коломну, придавая ей большую значимость как юго-восточного форпоста Москвы.

Недалеко от д. Молитвино была летняя резиденция Коломенских епископов на крутом берегу р.Костерки.

В вотчинном владении коломенских епископов Молитвино находилось до 1764 г, после чего перешло в ведение коллегии экономики, а в XIX веке - в ведение Министерства имуществ.

Как уже говорилось выше, деревянный храм во имя Вознесения Господня в Молитвине сгорел в 1802 г. Из него были спасены запрестольный крест и икона Смоленской божьей матери. Храм в селе больше не восстанавливался, жители были приписаны к приходу села Никульского. Но престольный праздник села Молитвино-Вознесение Господне.

В 2008 г. по инициативе местных жительниц, учительницы-пенсионерки Букакиной Алевтины Николаевны и Валентины Ефименко в деревне заложена часовня на средства, пожертвованные местными жителями.

14 ноября 1895 года на средства богатого московского заводчика, уроженца д. Молитвино Ивана Герасимовича Инарова в Молитвине была построена каменная часовня в память бракосочетания последней российской императорской четы Николая II и Александры Фёдоровны. Село стало сельцом. Очевидно, ещё раньше И. Г. Инаров среди деревни построил большой кирпичный дом для себя. Сейчас, оставшись без жильцов, он разрушается.

Самое деятельное участие Инаров принял с строительстве трёхпрестольного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, св. Николая Чудотворца и св. Феодосия Черниговского Чудотворца, строительство которого продолжалось с 1899 г. по1904 г. Это храм в деревне Никульское.

Часовня, построенная Инаровым в д. Молитвине, в период коллективизации была преобразована в магазин, который впоследствии развалился. Самыми распространёнными фамилиями в деревне были Чушкины, Кабановы, Аксёновы, Шуваловы, Ухины. Как правило; женились на девушках из своей деревни, иногда - из окрестных деревень. Население деревни было стабильным, миграция практически не имела места Но были исключения. Например, семья Костенко Якова Денисовича (1988-1961 гг), уроженца с. Городное Богодуховского района Харьковской области. Каким ветром занесло его с Украины, неизвестно. В 1913 г. он женился на Ершовой Дарье Никитичне. Было у них четверо детей: Николай 1914 г.р., погиб в ВОВ, два сына 1918 и 1923 г.р., оба Иваны, оба были профессиональными военными. Воспитывали супруги Костенко и приёмную дочь Нину. Их дочь тоже звали Ниной.

Я. Д. Костенко прошёл через горнило первой мировой войны, вернулся с неё полным Георгиевским кавалером. Но, к сожалению, в деревне об этом почти никто не знал. В советское время все награды царской России были отменены и на их обладателей порой смотрели довольно косо. Вот и не афишировал Я.Д.Костенко своих боевых заслуг, чтобы не навлечь беду на семью. Работал он, как и вся мужская часть деревни, в Коломне, в последние годы - на мотороремонтном заводе. Известно ещё доподлинно о двух ветеранах первой мировой. Это Шувалов Семён Константинович и Кабанов Владимир Фёдорович 1896 г.р. Шувалов С. К. вернулся с войны, освободившись из австрийского плена.

Кабанов В. Ф., будучи сиротой с 1906 г., жил в мальчиках в Москве, оттуда и был призван в 1914 году, демобилизован в 1916 г. по болезни (экзема).

Деревня Молитвино была самой обыкновенной, каких были сотни тысяч в России. Жители её были в основном землепашцами. Не было в деревне никаких промыслов. Правда, один из жителей стал крупным московским заводчиком (Инаров), и ещё один, купец Шувалов Мефодий, владел кондитерской фабрикой в Москве, позднее он, очевидно, купил у Инарова его кирпичный дом, в котором жила его многочисленная семья. Был и единственный кустарь-одиночка Баранов. После Октябрьской революции его рубленый пятистенный дом, где он изготавливал пряники на продажу, реквизировали и открыли в нём начальную школу, которая проработала до 1982 г. Баранову же выделили участок на западной окраине деревни под строительство жилого дома. Дом он построил поскромнее, но занимался прежним: пёк на продажу пряники. А первый его дом, в котором несколько поколений молитвинских и семибратских детей получили начальное образование, является частным владением.

В период коллективизации Баранов был раскулачен за отказ вступить в колхоз, получил 10 лет ссылки и сгинул, а ведь у него было пятеро детей.

О жизни и быте крестьян в дореволюционной России подробно пишет Ф.В.Соболев в книге «История и подробное описание села Никульского». Село Никульское расположено в 4 км. северо - восточнее д. Молитвино и в 7 км. От Коломны. По преданию, оно получило своё название от имени знаменитого коломенского воеводы Николая Васильевича, по прозвищу «Микула». Коломенский воевода часто встречал и провожал знаменитых гостей: князей, воевод и бояр московских. Здесь же, в Никульском он устроил свою резиденцию, построил храм в честь святого Николая Чудотворца. Коломна после длительных междоусобий московских и рязанских князей, как уже говорилось выше, в 1306 г. окончательно была присоединена к Московскому княжеству. Именно в районе Никульского перед походом на хана Мамая в 1380 г. было сосредоточено 150000-е войско Дмитрия Донского на отдых и подготовку к смотру на Девичьем поле возле Коломны. Вот как описывает это событие И. В. Павлов: «Из Москвы князь Владимир Андреевич пошёл к Бронницам в покровскую заставу, а князь Дмитрий Иоаннович - к Котлам, потому что нельзя было идти всему войску одною дорогою, - было очень тесно всем вместе идти. Под городом Коломною, за несколько вёрст не доходя до города, Дмитрий Донской расположил приведённое им войско «станом» на берегу Москвы реки в том месте, где пала в неё устьем река Северка. Здесь он принял бояр, воевод, выехавших ему навстречу от коломенских полков, которые были раскинуты в заливных лугах реки Москвы. Всей рати было 150000, кроме подходящих издалече, не успевших сойтись к назначенному сроку» (История И.В. Павлова т. 1, стр. 233). Знаменитый воевода Николай Васильевич вывел свою тысячу к князю Московскому и встретил его с крестным ходом и сопровождением его молитвинником Коломенским епископом Гермогеном.

Как известно, поход Дмитрия Донского закончился разгромом хана Мамая.

Дмитрий Донской неоднократно бывал в Коломне. В 1365 г. он венчался на княжне Евдокии в Воскресенской церкви г. Коломны. По его указанию в Коломне был заложен Успенский собор и Бобренев монастырь, по преданию, в честь воеводы Боброка, погибшего на Куликовском поле.

В 1385 г. в Рязань для переговоров с рязанским князем Олегом прибыл преподобный Сергий Радонежский, который на обратном пути заложил на берегу реки Оки при впадении в неё Москвы Голутвин монастырь.

Вот как характеризует Ф.В.Соболев жизнь и быт края в конце XIX века: «Село Никульское имеет 155 домов, расположенных в три улицы, идущих параллельно друг с другом... строения, избы все деревянные, крытые деревом (очевидно, тёсом) и соломою; крытых железом домов находится в селе только - 20. Все дома стоят лицом обыкновенно на улицу; в одну линию с ними стоят ворота, сзади двор, хлева. Амбары стоят отдельно против дома своего, как бывают постройки в южных губерниях. Строятся избы две: одна для жилья, другая холодная (клеть) для хранения посуды, провизии, летней одежды. На зиму для сохранения тепла обкладывают дома соломою снизу до верху. Необходимая принадлежность крестьянского быта есть баня. Но, к сожалению, в селе Никульском бань очень мало, и иные бани представляют из себя какое-то закоптелое логово, чем место для очищения тела. Крестьяне, у которых нет бань, парятся в печках... (впервые с таким способом попариться я познакомился в д. Раменье Дмитровского района, куда прибыл по распределению Коломенского пединститута. Но сам таким способом попариться не отважился. Было это в 1964 г.)

 Все постройки в селе очень плохи, - причина сему лежит в дороговизне леса и ограниченности средств крестьян. Впрочем, есть домов десять очень хорошей постройки, но это составляет исключение. Hа отопление домов употребляются, кроме дров и хвороста, солома ржаная и гречишная лузга.

Параллельно с домами в большом расстоянии от дворов, сзади идут крытые соломой сараи, куда крестьяне кладут сено и солому яровую, - запас корма на зиму скоту. Между сараями и дворами почти у всякого хозяина расположен сад, в котором растут: яблони, груши, вишни, крыжовник, смородина, малина и клубничные и огородные растения. Этими садами село Никульское в весеннее время, во время цветения, положительно приходит в волшебный опьяняющий вид...

Садами и огородами крестьяне занимаются потому что сады очень большое дают подспорье хозяйству от продажи на ближайшем рынке в Коломне. Набравши в саду две или три корзины малины, смородины или клубники, женщины-крестьянки спешат тотчас идти в Коломну, где на вырученные деньги от продажи ягод покупают сахар, чай и другое, нужное для семьи.

Но главное занятие крестьян с. Никульское состоит в обработке полей, в земледелии. На полях с. Никульское почва суглинистая, плодородная, может приносить большой урожай. Но местами есть почва грубая и тяжёлая. А известно, что чем грубее почва, тем настоятельнее она нуждается в соприкосновении с воздухом, вызывающим химические процессы в составе почвенного слоя пашни.

Потому нужна весенняя вспашка под озимь, что уже теперь делают некоторые крестьяне: нужно сильное удобрение почвы навозом. Многие крестьяне ввели у себя плуги вместо сохи, ввели травосеяние благодаря указаниям опытного Коломенского агронома Ивана Алексеевича Бородаева, который своими умными, основанными на научных данных советами много принёс культуры крестьянам в сельском хозяйстве.

Но есть в селе такие крестьяне, которые променяли соху на челнок, ниву на станок, бросили поля родные и ушли на фабрики в Москву или в Павлово - Посад, оставив жён и детей и к ним, между прочим, наняли работников-пахарей из Рязанской и Тульской губерний.

В прежнее время в самом селе Никульском некоторые крестьяне имели маленькие фабрички. Так имел фабрику Коришков Антон, Притычкин Сидор, Лабзин Пётр. Последний даже увеличил свою фабрику до 85 станков и имел три больших здания на том месте, где теперь находится земская школа. В последнее время многие крестьяне ходят в г. Коломну на литейный завод г. Струве, от которого получают хороший заработок. Но всё-таки эти занятия крестьян служат им временным вспомогательством. Сами крестьяне хорошо осознают, что челноком владеть не значит ещё за плечами иметь прочное ремесло.» (В.Ф.Соболев «История и подробное описание села Никульское», Москва, Типо-Литография Т. И. Простакова, Балчуг, д. Симонова монаст. 1905 г.).

Далее В.Ф.Соболев пишет о религиозно-нравственном и умственном состоянии крестьян: «Крестьяне религиозны, они очень любят посещать храм Божий, любят читать религиозные книги... Все посты, святою церковью установленные, соблюдаются крестьянами строго... Раскольников (имеются в виду, видимо, старообрядцы) в селе Никульском нет... В приходе в селе Молитвино есть 15 душ раскольников (одна из ветвей Кабановых), но и то по показанию местного священника, как изложено им в церковной летописи, не гнушаются местными священно-церковно-служителями, воздают им должное почтение наравне с православными; в праздники принимают со святынею в свои дома, подходят к животворящему кресту, приемлют окропление святой водой и даже иногда входят в Никульский храм с благословением... Народные суеверия не вредны в особенности теперь, благодаря существующему с 1875 г. земскому училищу и важности школы для деревни, соболезную, что их ещё мало, нет, например, школы в сельце Молитвино, Никульского прихода... Последними священниками Молитвинской церкви, сгоревшей в 1802 г. были священник Иоанн Исидоров 40 лет и дьячок Арефа Исидоров 56 лет. Затем сельцо Молитвино было приписано с деревнями: Ворыпаевкою и Лекшиным к селу Никульскому. В 1819 году по желанию помещика Г. Фролова и крестьян деревня Выропаевка переведена в приход Дмитрия Солунского, в село Андреевское, а д. Лекшино свезли так, что и местность, где она существовала, не представляет никаких признаков существования.» (Ф.В.Соболев «История и подробное описание села Никульское», Москва, Типо-литография, Т. И. Простакова, Балчуг, д. Симонова монаст. стр.30-32). Исходя из описания жизни и быта крестьян в с. Никульском в конце ХIХ-начале XX веков можно сделать вывод о подобном положении в д. Молитвино. Не было в д. Молитвино амбаров и сараев для хранения сена и соломы, не было ни одной бани (мылись в корытах у русских печей или в коломенской бане, но в печах не парились). Сено, солома, сельхозинвентарь, дрова хранились в обширных дворах, пристроенных к домам через сени. Выход во двор был из сеней, к сеням пристраивался чулан, где хранилось зерно, одежда и многое другое. Дома все были деревянные рубленые, были крытые и соломой и тёсом, но большинство - железом. Как правило дома были без фундаментов и многие обкладывались на зиму соломой. Ещё одна особенность: у многих домов на зиму устраивались завалинки, чтобы не подмерзал картофель в подполье. Погребы обычно устраивались во дворах и на лето набивались снегом. Все дома в Молитвине, как и в Никульском утопали в садах с тем же набором плодовых деревьев, кустов и ягодников. Продукция садов сбывалась на коломенском рынке. Структура пахотных земель была той же - суглинки.

Близость к городу способствовала тому, что большинство мужского населения работало в Коломне: на предприятиях, у купцов. Некоторые работали в Москве, например, мой дед Кабанов Фёдор Ивановичам наезжал в деревню, чтобы повидаться с женой Татьяной и детьми, два раза в год: на Рождество и на Пасху с кульком пряников и с кульком конфет. Денег жене не давал. В Москве у него была вторая семья. Воспитанием троих мальчиков и ведением хозяйства занималась бабушка, возможно, с помощью наёмных работников справлялась с возделыванием пашни и уборкой урожая.

В 1906 г. неожиданно в течение полугода Федор Иванович и Татьяна умерли, оставив троих детей сиротами, троих мальчиков. Детей-сирот в возрасте: Владимир - 10 лет, Степан - 8 лет, Пётр - 6 лет„ взяла на воспитание тётка, жена священника нищего прихода. Кроме того, у них было своих пятеро детей. Через полгода они поняли, что содержать семью из 10 человек не смогут. Десятилетнего Владимира отдали в мальчики в Москву, восьмилетнего Степана - в мальчики в Коломну. А шестилетнего Петра воспитывали и содержали в своей семье, ибо в таком возрасте пристроить ребёнка куда-либо было очень трудно. В родительский дом (5x6 аршин избу, крытую соломой с пристроенным к ней двором) в 1916 г. вернулся с войны по болезни Владимир. На доме и на дворе не было не только соломенной крыши, десятилетними ветрами унесло даже пометник. Семья Владимира по вероисповеданию была старообрядческой. Двоюродная сестра Зинаида Кузьминична с мужем Абрамом Сидоровичем (тоже старообрядцы) посоветовали ему жениться: в одиночку больной солдат, конечно же, не смог бы справиться с восстановлением жилья и хозпостроек. Посватали Белову Анну Селивёрстовну, тоже из старообрядческой семьи. В семье Белова Селивёрста Борисовича и Акулины Афанасьевны было восемь детей. Анна была старшей (1898 г. р.), ей ещё не исполнилось и 18. Приданое было готово: аж два сундука. Родителям Анны жених понравился, да и кроме неё в семье были две девушки и пятеро парней. Правда, один, Василий, ещё до революции 1917 г. был осуждён по какому-то уголовному делу и сгинул в царском ГУЛАГЕ. Александр, Павел, Иван честно отвоевали всю ВОВ и живыми вернулись домой с наградами. Не повезло младшему, Ивану, в первом же бою был ранен разрывной пулей в правую руку и вернулся инвалидом II группы на всю жизнь, работал на Коломзаводе экспедитором. Умер в 54 года от сердечного приступа. Степан на войне не был, электрик Коломзавода не был мобилизован по «броне». В эвакуацию не поехал: в семье было шестеро детей.

1 июля 1916 года Кабанов В. и Белова Анна зарегистрировали брак в старообрядческой общине, ну, и естественно, - гражданский брак. Начали с восстановления дома и хозпостроек. Руководила умная, рослая, волевая Анна. Первенец (1918 г.р.) и Селивёрст Борисович умерли в Коломенской городской больнице от тифа. Анна выжила. Потом пошли дети (21 и 24 гг.). К 24 году все три женатых уже брата собрались в доме, восстановленном Владимиром и Анной. В 1925 г. появились дочери у Петра и Степана. У каждого хозяйство: лошадь, корова, овцы, поросята. И всё это (т.е. три семьи с детьми) размещалось на 30 кв.м. жилой площади дома, половину которого занимала русская печь. Постепенно всё рассосалось. В 1926 г., продав весь скот: корову, лошадь, поросят, овец, использовав наличность (очевидно, жалкие гроши, копившиеся годами), Владимир и Анна построили на выделенном им на окраине деревни участке небольшой дом (5x6 м) с обширным двором, затем построился Пётр, последним из родительского дома переехал в купленный в Молитвине же пятистенный не первой свежести деревянный дом Степан, а родительский дом то ли подарил, то ли продал за малые деньги дальней родственнице Алиповой Клавдии Владимировне. В 10 лет, оторвавшись от земли, не имея никакой специальности, Владимир работал кочегаром на Коломзаводе, а хозяйство вела Анна. Она отлично знала все сельхозработы, всегда в порядке содержала приусадебный участок (0,40 га), с малолетства приучала детей к сельхозработам. А детей у неё было семеро от 1921 до 1938 г.р. Получила почётную награду матери-героини и орден III степени, бесплатный билет для проезда в любую точку СССР один раз в год (правда, ни разу не воспользовалась им), к награде прилагались 10000 рублей, но война поглотила и их. В 1930 г. вступив в колхоз, она более 22 лет, до пенсии, работала и дояркой, и свинаркой, и овцеводкой, и на курятнике. И даже, выйдя в начале 1953 г. (правда, без пенсии), на пенсию продолжала помогать колхозу. Война отняла у неё двух сыновей. Николая, 1921 г.р., пропавшего без вести в октябре 1941 года, и Василия, студента коломенской сельхозшколы, по ложному доносу осуждённому военным трибуналом МВО 21 ноября 1941 года и пропавшего в ГУЛАГЕ. Вместе с ним по одному и тому же надуманному делу судили ещё двоих студентов: Шувалова B.C. и паренька из Ступинского района. Судили по ст.5б. Всех троих осудили на три года тюремного заключения. Василий канул в лету. Шувалов B.C. пришёл только в 1949 году (освободился) с признаками психического заболевания. Дипломированного специалиста нигде не брали на работу (судимость). С трудом ему удалось устроиться учётчиком в колхоз д. Лыково (это агроному-то). Но работать долго ему не пришлось: пришлось систематически лечиться в психбольницах, проживать в психколониях. В одной из них и закончилась его жизнь. На этой почве сошла с ума его мать Мария Шувалова. О третьем осуждённом, его судьбе не знаю ничего, даже фамилии.

Война, хоть и косвенно, отняла в январе 1943 года 47-летнего мужа Анны, умершего в горбольнице Коломны от болезни и недоедания. Стоически перенесла она и эту утрату, топя горе в работе и молитвах (она была глубоко верующим человеком), да к тому же при ней было ещё пятеро детей от 1927 по 1938 года. Александр 1927 г.р. семь лет отслужил в морской пехоте на о. Эзель, Сергей 1931 г.р. - тоже в морской пехоте, но уже 4 года в г. Вологде. Кабанова Анна Селивёрстовна умерла на 90-м году в 1988 году. После тяжёлой болезни находилась три года в маразме. Сказались бури, проносившиеся над ней всю жизнь. Она помнила события давно минувшие: рождение детей, радовалась их успехам в учёбе (а учились все хорошо), но не помнила, что же произошло за текущий день. И даже в таком состоянии работала в огороде и в саду, зимой пряла и вязала, работала за швейной машиной - старенькая зингеровская машина с ручным приводом. Вот такие были тогда русские женщины.

Не служил в СА один я изо всей семьи. На первой же медкомиссии в Коломенском военкомате окулист определил у меня близорукость обоих глаз - 6Д и мне выдали «белый билет».

В нашей маленькой деревне были ещё две семьи, имевшие по 7 детей. Это семья Любови и Сергея Ефимовича Кабановых и семья ветерана ВОВ Кабанова Александра Михайловича и его жены Валентины.

Беды, подобные нашей семьи, переживала и вся деревня: с ВОВ не вернулись 21 мужчина. Их могилы разбросаны от Волоколамского района до г. Люббен в Германии. В период ВОВ. была репрессирована одна из троих сестёр Алабушевых, Наталья Фёдоровна, за какое-то необдуманное возражение председателю колхоза и председателю сельского совета, высказанное в горячем разговоре, за что была осуждена на 10 лет и yшлa в небытие. 1947 голодный год (засуха 1946 г.). Ещё шла война, когда вернулся домой к своей семье - жене Клавдии и пятерым детям Михаил Кондратьевич Ухин, комиссованный после тяжёлого ранения в ногу. Физически он работать не мог, и его назначили сторожем колхозных построек: конюшни, коровника, свинарника, овчарни, курятника на юго-восточной окраине деревни. На отлёте стояла мельница; где мололи зерно для скота (размол). Мельник, не буду называть его имени, жил рядом с колхозными постройками, подкараулил и поймал Михаила, у которого с голода пухли пятеро детей, с 2,5 кг «смёток» - это мучшая пыль, которая оседает на станине мельницы, стенах и т.д. Возможно в «сметках» был и сам размол, который мельник, пользуясь близостью мельницы к его дому и своеобразным рельефом местности: овражек, заросший кустарником, крал мешками и жировал, когда деревня голодовала. Мельник донёс о краже. В результате Михаил Кондратьевич был осуждён к десяти годам тюремного заключения. Возмутилась вся деревня: писали Сталину о слишком строгом осуждении инвалида ВОВ. В результате после отбывания 2,5 лет тюремного заключения он был освобождён.

Прошла денежная реформа 1947 года, заметного улучшения жизни народу она не дала. Помню, сестра - покойница дала мне советский дореформенный червонец: «Может быть, что-нибудь купишь». Но купить мне, 11-летнему мальчишке на этот червонец ничего не удалось: все магазины в Коломне зияли пустыми полками. Всё было раскуплено теми, у кого были деньги и кто имел информацию о грядущей реформе. Жаль, что этот червонец не удалось сохранить: я его просто выбросил. Жаль, что не сохранились квитанции о сдаче мяса (40 кг), яиц (50 шт.), молока (400 литров), картофеля (400 кг). Это была многолетняя дань крестьян государству. Жили крестьяне натуральным хозяйством: сад, огород и подворье. Например, деревенское стадо пас татарин из Коломны с подпаском. Стадо было большое. И пастух был отличный. Как правило, для себя из сада, огорода, подворья оставлялся минимум. Всё остальное шло на продажу, чтобы уплатить налог - 2000 рублей. От забитого скота семье доставались рога и копыта. Трудодень был нищим, в лучшем случае 0,5 кг ржи. Но время шло. Даже в этих условиях народ работал не покладая рук. Ведь полстраны лежало в руинах, захирели и сельские постройки: дома, дворы. Титанический труд народа сделал своё дел, и к середине 50-х годов разрушенное войной было восстановлено.

С приходом к власти Хрущёва Н.С. стали проводиться реформы. В сельской местности были укрупнены колхозы. Например, Молитвино в числе других деревень: Семибратское, Лысцево, Солосцово, Ульяновка, Морозовка вошло в состав колхоза им. 9 января. Был избран председателем колхоза грамотный специалист, хороший организатор, агроном с высшим образованием Алексей Алексеевич Лепёшкин. Пошла техника. Объединённый, укрупнённый колхоз им. 9 января с центральной усадьбой в д. Лысцево обслуживала тракторная бригада Коломенской МТС. Бригадиром её был участник ВОВ, воевавший в танковых войсках, Абрамов Виктор. Он отлично разбирался в тогдашних «ХТЗ» и «Универсалах», которые были в бригаде, базировавшейся в д. Семибратское под открытым небом. В бригаде было два зерноуборочных комбайна: «Сталинец-6» - комбайнёр участник ВОВ, прекрасной души человек Чушкин И.А, он же работал и на «ХТЗ» - и самоходный комбайн СК-3 - комбайнёр Корнеев Михаил. Они за сезон убирали все зерновые, включая гречиху и просо. Набор прицепных орудий для тракторов был невелик: бороны, плуги, сеялки, косилки. Был в бригаде и один ДТ-54, как раз он и буксировал «Сталинец-6». В бригаде было ещё двое участников ВОВ: Голубкин Алексей и Кокорев Фёдор, побывавший в немецком плену. Он постоянно икал, видимо, это были последствия концлагеря. Была и молодёжь, в том числе и я, окончивший курсы трактористов при Коломенской МТС, работавшие с января по конец марта. Первый год, т.е. 1953, работал прицепщиком на «ХТЗ» с Чушкиным И.А., а в период уборки зерновых штурвальным с ним же на «Сталинце-6». Он меня очень многому научил. Затем в зимы 1954 и 55 гг. закончил шестимесячные курсы трактористов-дизелистов и курсы комбайнёров. Но 1 июля 1956 г. уволился из МТС. Я понял, что с таким зрением (-6Д) из меня не получится хорошего механизатора. Перешёл в колхоз им. 9 января рядовым колхозником и пошёл учиться в восьмой класс в учебный комбинат. Долгие годы бригадиром в молитвинской бригаде работала Костенко Ольга Дмитриевна, большой души человек, хороший организатор, умела ладить с людьми. В дни учёбы она разрешала мне не выходить на работу, т.к. добираться до учебного комбината из Молитвино - это полтора часа. В 1959 году получил аттестат зрелости с единственной «тройкой» по черчению. Сдал документы в Тимирязевкую академию на плодоовощной факультет, но после прохождения медкомиссии мне их вернули. Снова подвело зрение. Оказывается, специалист должен был иметь права водителя. Вернулся домой, сдал документы в пединститут на историко-филологический факультет. Экзамены (их было 4) сдал хорошо, был зачислен на 1 курс. Закончил институт в 1964 г. и получил распределение в Дмитровский район, где и работал учителем истории, русского языка, директором школы, четыре года секретарём парторганизации совхоза «Зареченский». С 1997 года на пенсии, занимаемся с женой подсобным хозяйством: 0,27 га земли, держим корову. Жена - учительница, работает до сих пор. Правда, она моложе меня на 11 лет, старшая дочь учительница, младшая: швея в ателье. Имеем трёх взрослых внуков и трёхлетнюю внучку. Есть и трёхлетний правнук. Живём поблизости, дружно, часто встречаемся, помогаем друг другу.

Но перейду снова к колхозу им. 9 января. В укрупнённые колхозы стала поступать более производительная техника, новые технологии: квадратно-гнездовая посадка картофеля и по этой же технологии - сев кукурузы. Лукавят недруги Н.С.Хрущёва по поводу настойчивых требований генсека сеять кукурузу, лгут о его требованиях сеять кукурузу аж за полярным кругом. Урожаи кукурузы были отменными, качество силоса во сто крат превышало подсолнечный силос. Но вместе с тем были ликвидированы посевы клеверов. С колхозов были списаны все долги, с колхозников тоже был отменён оброк и введён налог на приусадебный участок 13 рублей за сотку. У колхозов появилась возможность покупать удобрения, строились новые фермы, росло поголовье КРС, росли надои молока, естественно, росла и оплата трудодня.

И вдруг новый крутой зигзаг в непредсказуемой политике генсека Хрущёва Н.С. Работающим колхозникам он оставляет приусадебный участок в 0,30 га, пенсионерам - 0,20 га. Затем добрался до крестьянского подворья. Колхозник очень устаёт: 10 часов он трудится в колхозе, а потом ещё на приусадебном участке и своём подворье. Отрезки в 10 и 20 соток от приусадебных участков заросли бурьяном, деревенское стадо исчезло в течение двух лет. Зачем держать скот? Ведь обещал же Хрущёв залить страну молоком и завалить мясом. А результат получился обратный. Хлеба стали продавать по буханке в руки, крупы по одному килограмму тоже в одни руки. Несмотря на колбасные электрички в Москву, на длиннющие очереди в продмагазинах, дефицит почти всего: одежды, обуви и т.д., жизнь всё-таки налаживалась. Жилищный голод был утолён настойчивым внедрением крупнопанельного жилищного строительства. Да, в Москве «хрущёвки» снесены. Но в провинции они будут стоять ещё долго, до тех пор, пока не развалятся сами с помощью нынешней порочной системы ЖКХ. При Хрущёве СССР ценой неимоверного напряжения экономики, трудовых ресурсов, и во многом благодаря замечательной плеяде советских учёных, таких, как Королёв, Харитон и сотен других; достиг паритета в ракетно-ядерном оружии с США. Но грубые выпады Хрущёва против капиталистической системы: «Мы закопаем капитализм», «Мы вам покажем кузькину мать», стучание ботинком по трибуне ООН приводили в бешенство западных политиков. Ведь они были посрамлены Красной армией в период гражданской войны, она вышвырнула интервентов 14 государств Антанты из пределов Советской России, наголову разгромила белогвардейские армии, оставшиеся в живых противники советской власти оказались в эмиграции. А это несколько миллионов представителей привилегированных классов. Некоторые пытались бороться с советами, но безуспешно.

Такие необдуманные, импульсивные высказывания главы огромной ракетно-ядерной державы, первой запустившей в космос искусственный спутник Земли, первой запустившей в космос космический аппарат с человеком на борту, всерьёз обеспокоивали западных политиков, вели к обострению отношений между западом и востоком, апогеем такого обострения стал Карибский кризис, когда несколько дней мир был на волоске от ракетно-ядерной войны. И только ценой огромного нервного напряжения, нескольким бессонным ночам ведущих политиков Запада и СССР, ценой взаимных уступок удалось избежать конца света.

Несмотря на огромные оборонные расходы, хотя и медленно рос жизненный уровень советских людей. Именно при Хрущёве Н.С. была введена сначала 60-рублёвая минимальная зарплата, а затем и семидесятирублёвая. Причём подоходный налог с минимальной зарплаты в СССР не взимался. А сейчас он взимается и с тысячной зарплаты (есть и такие зарплаты, плевать тем, кто растащил огромное экономическое достояние страны, созданное трудом нескольких поколений советских людей, на КЗОТ, и с миллионной - ровно 13 %. Весьма справедливо!?)

Вместе с повышением жизненного уровня советского народа, вместе с глотком свободы в период хрущёвской оттепели страну настигла новая беда: поголовное пьянство. Больше стало денег, потому что регулярно повышалась зарплата. Их вполне хватало на питание семьи, к тому же семьи-то стали 2-1, 2-2. Товары для детей были очень дёшевы, теперь они дороже, чем на взрослых. В общем-то магазины были буквально завалены промтоварами. Но какими товарами! Поэтому развернулась настоящая охота на контрабандные товары западного производства типа джинсов. Элита официально одевалась и обувалась, покупала предметы роскоши западного производства в «Берёзке». Ни у рабочего, ни у крестьянина долларов не было. Они попросту и не знали, что это такое. Ну, а раз некуда деть избыточные деньги, можно потратить их на самый доступный и всегда имеющийся в продаже товар - горячительные напитки. И деньги потратить, и может быть, спьяну тебе померещится, что на тебе джинсы, финский костюм, итальянские штиблеты и т.д.

Организация вытрезвителей, системы ЛТП обстановку не переломили, не переломило обстановку и Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О борьбе с пьянством и алкоголизмом» (1972 г.), с этого же начал свою работу Горбачёв М.С., ставший Генсеком после пятилетки пышных похорон предыдущих трёх генсеков. Но, начиная борьбу с пьянством и алкоголизмом, он преследовал совсем другие цели и ценой десятков таких же провокационных актов, достиг того, к чему давно стремился: сначала ввёл в стране карточную систему (это через 45-то лет после окончания ВОВ и отмены карточной системы в 1947 году), а в 1991 г. – к развалу СССР.

Два моих двоюродных брата, оба в 40 лет, погибли от алкогольного отравления. Это только в Молитвине. Ну, а теперь к всеобщему спаиванию народа добавилась всеобщая наркотизация населения, хотя мак на приусадебных участках сеять запретили. Не меньший вклад в нравственное разложение народа вносят СМИ, особенно многочисленные каналы телевидения. Кто теперь герой фильма, эссе, романа, газетной статьи? Бандит, проститутка, певичка или певец, меняющие партнёров, как перчатки. Настойчиво вколачивается в головы людей, что, если мужчина и женщина живут будучи незарегистрированными в ЗАГСЕ, - это значит они состоят в гражданском браке. Это не брак, а сожительство, а церковь такой брак именует блудом. Гражданский брак - это брак, зарегистрированный в ЗАГСЕ. Есть ещё церковный брак - это венчание. В таких браках рождаются законнорожденные дети, имеющие все гражданские права. Идёт всеобщая деградация общества: пьянство, табакокурение, теперь нечасто увидишь некурящую женщину или девушку и даже девочку школьницу, наркомания, «гражданские браки» и т.д. постепенно превращают человека в обезьяну. Пошёл обратный процесс, матерям не нужны стали дети, поэтому они оставляют их в роддомах. Если же родители или родительница взяли ребёнка из роддома, то зачастую обращаются с ним, как с собакой. Были же в стране случаи, когда своих родных детей воспитывали, держа на цепи или даже в собачьей будке. Нередки случаи убийства детей родителями.

В наше время всё было по-другому. Если, например, в Молитвине увидели бы пьяного односельчанина, его могли бы выгнать из деревни. Родители сплошь состояли в гражданских браках или были венчаны, воспитывали от двух-трёх до десяти детей. Такая семья была очень дружной, жизнеспособной, способной преодолевать любые трудности.

Все дети учились в Молитвине в начальной школе, открытой в 1917 году и закрытой за ненадобностью (детей не стало) в 1982 году. В 20-е-30-е, 40-е годы в ней в четырёх классах обучалось до 70 человек. 1937/38 учебный год заведует школой Хвоецкая Тамара Николаевна. В школе два учителя и 70 учеников. 1943/45 учебный год заведует школой Анна Юрьевна Ламша, второй учитель Наталья Сергеевна Орлова, уроженка д.Ворыпаевка, выпускница педучилища. В 1943 году я пошёл в первый класс, вела его как раз она. Она же и выпустила нас из 4-го класса в 1947 году, уже будучи заведующей школой, так как А. Ю. Ламша вместе с дочерью в 1945 году по окончании учебного года отбыла на родину, очевидно, если судить по фамилии, она была украинкой. Орлова (в замужестве Костенко) в 1953 году отбыла в Красноярск по месту службы мужа Ивана Яковлевича Костенко (он был профессиональным военным). И последними заведующими начальной молитвинской школой были Малетина Антонина Петровна и Фокина Анастасия Григорьевна. При ней-то в 1982 году школу закрыли.

Приказ № 235 по Коломенскому РОНО от 24.08.82 г.

тов. Фокину А.Г., зав. Молитвинской начальной школы, перевести в Губастовскую начальную школу учителем начальных классов с 1 сентября 1982 года в связи с закрытием Молитвинской начальной школы.

Основание: личное заявление.

Зав.РОНО подпись.

В деревне остались одни старушки, детей рожать стало некому.

Надо сказать, что не все молитвинские и семибратские дети смогли получить даже полное начальное образование, особенно в войну, ребята по окончании второго, третьего классов уходили работать в колхоз. Работали наравне со взрослыми, пахали на лошадях, возили сено, работали на току в период обмолота ржи, гречихи, проса. В общем, выполняли все сельхозработы. Не смогли закончить начальную школу трое детей-дебилов Новиковых: Николай, ныне покойный, 1935 г.р., Виктор 1938 г.р. и их сестра Лида. Не усваивали они программу ни по одному предмету, по два года сидели в каждом классе. После окончания второго класса Николай и Виктор стали работать пастухами в колхозе, пасли коров, проработали пастухами до пенсии, работали и после выхода на пенсию. И были хорошими пастухами. Надои в их стаде были одними из самых высоких. Лида, младшая из них, тоже не закончила 4 класса, работала санитаркой в одной из горбольниц Коломны, умерла молодой, лет 40, у неё был сын, у Виктора тоже есть сын, а Николай не был женат. Отца их я не помню: он умер ещё до войны молодым. А мать Прасковью, которая была немного помоложе моей матери, помню, после войны она вступила во второй брак с украинцем Приступой Степаном Фёдоровичем. Мальчишкой (а он был намного, лет на 10, моложе Прасковьи) был вывезен немцами в Германию. После освобождения по какой-то причине оказался высланным на 101 километр от Москвы в д. Ворыпаевка, работал подсобным рабочим в Коломенской МТС. Это в двух километрах от Молитвина. Здесь-то они познакомились и поженились. В этом браке у них родился сын Николай, совершено нормальный ребёнок, нормально учился, работал водителем в коломенских электросетях. Его родители поженились году 1946 или в 1947. Стало быть, если он жив, то уже пенсионер. Сам Приступа старший был очень вежливым, аккуратным, я бы сказал, культурным человеком, не имея никакой профессии, так всю жизнь и проработал подсобным рабочим на заводе «Текстильмаш», собирал стружку и отвозил на склад. Вместо полуразвалившейся халупы построил сначала шлакобетонный дом, потом обложил его кирпичом. К приёмным детям относился так же, как к родному сыну. Никогда от него не было слышно бранного слова. Жена умерла раньше его, а он доживал уже в очень преклонном возрасте в Федосьинской больнице.

Но вернусь к колхозу. Где-то в 60-х годax колхоз им. 9 января снова укрупнили, в колхоз влились ещё три деревни: крупное село на Коломенке - Лукерьино, д. Леонтьево, д. Андреевское. Колхоз стал именоваться так: колхоз имени XXII съезда КПСС. Председателем его избрали коломчанина Маринича. Он проработал в нём много лет, хорошо зная сельское хозяйство, людей, при нём сложился крепкий коллектив специалистов. Например, главным инженером, работал там не один десяток лет мой школьный товарищ, вместе мы закончили 7-й класс коломенской мужской школы № 6, где директором был фронтовик Ионов, Аксёнов Валентин Иванович. После седьмого класса он закончил Коломенскую среднюю школу № 9 и сразу же сдал экзамены и стал студентом первого курса МИМЕСХА. После окончания института по распределению лет семь отработал главным инженером в одном из колхозов Смоленской области. Затем вернулся на родину и возглавил инженерную службу колхоза XXII партсъезда. Умный, грамотный специалист, он досконально знал технику, имел хорошие организаторские способности. Поэтому вся вверенная ему техника была на ходу. Колхоз быстро рос, получал высокие урожаи зерновых, картофеля, стадо КРС было высокоудойным. За достигнутые успехи, председатель колхоза Маринич получил высокую награду - звание Героя Социалистического труда. В лихие 90-е колхоз-миллионер прекратил своё существование, сначала превратившись в ОАО, потом в ничто. Маринич к этому времени был уже давно на пенсии и, если ещё был жив, то, очевидно, плакал, видя, как рушится его детище. Аксёнов В.И. умер несколько лет назад от рака кожи, от той же болезни умерли в том же году его братья Вячеслав 1937 г.р., инженер МОИДС, Валерий - художник-оформитель 1940 г.р. Их отец Аксёнов Иван Иванович прошёл всю войну и умер от рака, кажется, желудка и от голодухи. Мать Анна одна тянула троих детей, всем дала образование, хорошо, что она не дожила до дней смерти своих сыновей. Валентин был женат, имел дочь, колхоз построил ему дом в Молитвине, а братья жили в родительском доме перестроенном ими самими. Какой-то злой рок висел над этой семьёй.

После развала колхоза не стало работы для людей, и они начали заливать своё безделье спиртным. Так продолжается и до сих пор. А люди у нас в деревне хорошие, душевные, работящие. Например, по инициативе дочери Ольги Костенко Букакиной Алевтины Николаевны и её свояченицы Валентины Ефименко в деревне сейчас на пожертвования молитвинских старушек и старушек из окружающих деревень строится часовня. И строят её две старушки: учительница-пенсионерка Букакина А.И. и Валентина Ефименко. Сколько же обуви истрепали они, обходя окрестные деревни, сколько инстанций прошли, чтобы начать стройку? Отвод земельного участка, проект, разрешение на строительство и т.д. Сколько нареканий пришлось выслушать от противников строительства часовни. Часовня строится возле бывшего магазина, проданного частному лицу. На этом месте оно собирается строиться. А котлован под часовню уже был выкопан. Так он подъезд к нему огородил забором, чтобы не дать возможности для завоза материалов и работы крана. Были и другие противники строительства часовни. Я посоветовался с Букакиной и Ефименко о том, как же выйти из создавшегося положения. Решили так: подавать фундаментные блоки и плиты перекрытия через забор, благо стрела крана, предоставленного им частным лицом бесплатно, позволяла это. И работа пошла, сейчас уже строятся стены.

Конечно, Молитвино стало совсем другой деревней.

В конце 50-х в 60-х годов люди поняли, что надо что-то делать с обветшавшими строениями. Первой начала строиться моя семья. Вернулись из армии братья Александр и Сергей. В 1956 году мы завезли песок, цемент, известь, немного леса, шлак с завода «Текстильмаш». В 1957 году начали строить шлакобетонный дом 11м х 7м. Строились своими силами методом «толоки». Двоюродные братья-каменщики выложили фундамент из бутового камня (известняк из Щуровского карьера) слили стены, к зиме подвели дом под крышу. А в 1958 году уже жили в одной комнате нового дома. Построили пристройку 4м х 12м, две террасы. И в 1959 г. дом был готов. Так в течение 60-х-70-х годов перестроилась практически вся деревня. Теперь есть водопровод, газ, и дорога. Дом стоит до сих пор. Теперь он принадлежит племяннице Татьяне, медработнику, племяннику Николаю. Татьяна любит землю, любит сад, и он по-прежнему расцветает каждой весной. Более того, деревня увеличилась. Её западную окраину застроили дворцами, которые и не снились коломенским купцам.

От нашей, такой некогда большой, семьи осталось два человека. В Коломне на Луговой улице живёт сестра Антонина 1938 г.р. с мужем. Но она практически ежедневно ездит в деревню. Раза два-три в год я бываю по нескольку дней у сестры. Мне нравится мой родной город, с которым столетиями была связана жизнь и д. Молитвино. Коломна - город труженик, город-воин. Только в период ВОВ Коломенский район отдал более 20 тысяч жизней коломчан, с оружием в руках отстаивавших честь и независимость нашей страны как на ближних подступах к самой Коломне, так и на боевых рубежах от Москвы до Берлина. Коломна - родина маршала Бронетанковых войск Катукова, командующего военно-морским флотом контр-адмирала Горшкова.

Недавно в истории ВОВ стёрто ещё одно белое пятно. Это событие непосредственно связано с Коломной. 26 июня 1941 года звено ИЛ-4, возглавляемое капитаном Масловым И.С. было направлено командованием на штурмовку вражеских механизированных колонн в район Дашкевичи-Молодечно. Один из «Илов» пилотировал капитан Гастелло. Первая штурмовка была удачной. Штурмовики сбросили на колонну бомбы, обстреляли её из пушек и пулемётов, нанеся фашистам ощутимый ущерб. Однако при второй штурмовке немцы обрушили шквальный огонь из всех средств ПВО. Два наших штурмовика были подбиты и загорелись. Один подбитый штурмовик ушёл в сторону близлежащего леса и взорвался. Останки экипажа этого штурмовика найдены не были. Пилот второго горящего «Ила» бросил свою машину на вражескую колонну. Останки экипажа, состоявшего из четырёх человек были найдены местными крестьянами и захоронены. Позднее останки были перезахоронены. Это были останки экипажа Маслова И.С. Однако этот подвиг был приписан капитану Гастелло. Только в 1996 г. указом президента Ельцина Б.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза капитану Маслову И.С., уроженцу д. Андреевское Коломенского района. Жена Маслова, проживавшая в Коломне, долгое время добивалась восстановления истоической истины о его гибели и гибели его экипажа. Но её попросту заставили молчать: ведь на могиле стоял памятник капитану Гастелло с описанием его подвига, во всей исторической литературе, во всех школьных учебниках по истории, и это утвердилось в головах миллионов людей как истина, очень нелегко было переписывать историю этого подвига. Конечно, и Гастелло в этом бою, я уверен, и в других боях, в которых он участвовал в первые четыре дня войны, которые он успел провоевать до своей гибели, проявил героизм.

Среди 21 солдата - молитвинца были в основном рядовые солдаты и лишь один лейтенант. Трудно сейчас сказать, были ли среди них награждённые, вероятно, были. Но и они внесли свой посильный вклад в нашу победу. Некоторым из них удалось провоевать всего несколько месяцев, самых тяжёлых месяцев: июнь-октябрь 1941 года. Но вот Аксёнов Иван Иванович, отец троих детей, мобилизованный сразу после начала войны, погиб 6 февраля 1945 года. А его жену Клавдию Никитичну сразу после получения похоронки парализовало. И когда две её дочери вышли замуж, за ней до самой смерти её, ухаживал сын Николай. Гвардии младший лейтенант Шувалов Иван Григорьевич погиб в бою 29 апреля 1945 года и похоронен в г. Люббен (Германия)

 Более тридцати молитвинцев вернулись с войны живыми. Но я ни разу ни от кого из них не слышал их рассказов о войне, никогда они не носили свои награды, которые у них, несомненно, были. Мой дядя по линии матери Александр Селивёрстович Белов, всю войну провоевавший в разведке, на престольный праздник Вознесение Господне приходил к нам в гости всегда в синем костюме, видимо, это был единственный выходной костюм, и с орденом Красной Звезды. Второй дядя Павел Селивёрстович Белов, сменивший за войну три танка (он воевал командиром танкового экипажа), закончивший войну после взятия Будапешта, даже в праздники не носил свои награды.

Будучи колхозником, я часто работал в паре с Аксёновым Иваном Павловичем, по прозвищу «Советский» (не знаю, как оно прилипло к нему). Он провоевал всю войну от начала до конца. Пока он воевал, умерла его мать, а в их саду в 1941 г. базировалась прожекторная часть. Был он человеком общительным, любил пошутить и жил бобылём, работал рядовым колхозником и один управлялся с домашним хозяйством, приусадебным участком, держал овец, любил общаться с молодёжью. Я ни от него, ни от Чушкина И.А, с которым проработал три года на тракторе и комбайне, никогда, ничего не слышал о войне. Не знаю, почему они не любили о ней рассказывать. Сейчас ветеранов войны приглашают в школы для бесед с детьми, перед днём Победы, перед Днём Защитника Родины, и они вспоминают об отдельных эпизодах войны с их участием, о подвигах товарищей по оружию. Власти чествуют ветеранов войны перед Днём Победы, перед Днём Защитника Родины, возрождается тимуровское движение. Школьники стараются помочь немощным одиноким ветеранам. И это очень хорошо, они это заслужили, своей грудью защищая Родину, свои дома, свои семьи. Все фронтовики, вернувшись с войны, сразу же включились в работу: надо было содержать изголодавшиеся, обносившиеся за войну семьи, надо было хоть немного облегчить труд жён, вымотанных мужскими работами, надо было поправлять обветшавшие дома, хозяйственные постройки. Сейчас во всей деревне в живых не осталось ни одного участника войны. Сейчас я живу в посёлке сельского поселения Синьковское с десятитысячным населением. В моём доме живёт и ещё трудится на огороде, в саду, держит небольшую пасеку ветеран ВОВ. Он 1925 г.р., знаю ветерана ВОВ 1921 г.р., последние перед выходом на пенсию годы он работал воспитателем в общежитии студентов Яхромского совхоза-техникума. Когда-то в нём обучалось на разных факультетах: агрономическом, зоотехническом, на факультете мелиорации, на факультете, готовившем механиков-специалистов по тракторам и сельхозмашинам 2,5 т. студентов. Учились студенты со всего Советского Союза, много студентов было с Дагестана, Северного Кавказа, с Казахстана. Сейчас вряд ли наберётся 500 человек, многие помещения огромного здания теперешнего колледжа сдаются в аренду. Изменился и профиль факультетов: бухгалтерский, факультет по подготовке менеджеров и тому подобное. К тому же ликвидирована система распределения по окончании колледжа. И устроиться на работу по специальности очень трудно, потому что везде требуются специалисты со стажем работы не менее трёх лет. Четыре пятиэтажных общежития, в которых раньше жили студенты, теперь заселены гастарбайтерами: молдоване, украинцы, таджики, узбеки. Местное население пользуется близостью Москвы, работает в Шереметьеве, Москве, Хлебникове, потому что там платят приличную зарплату. Гастарбайтеры готовы работать за любую зарплату и выполняют в основном неквалифицированную работу: дворники, уборщицы, землекопы. Оказывается, дешевле выкопать траншею под газопровод, кабель руками, чем экскаватором. Да и мизерную-то зарплату выплачивают, например, в совхозе нерегулярно, с задержками. А когда-то Яхромский ордена Знак Почёта совхоз – техникум был одним из первых в России. В нём только Героев Соцтруда было трое: директор Суриков В.Г., бригадиры - овощеводы Петрова и Зудина. Орденоносцев: доярок, трактористов, водителей - были десятки. А теперь герой певец или певичка, музыкант с сомнительными данными.

Часть местного населения вообще нигде не работает, но зато пьянствует ежедневно. Ночью воруют с совхозных полей картофель, капусту, морковь и другие овощи, продают, с утра пьют, набираясь сил для следующего ночного вояжа. Пьют, сидя на брёвнышках, в кустах, в парках. Рядом с ночными добытчиками, восседают синюшные, рано постаревшие их «гражданские» жёны. Не гнушается эта публика и кражами из сараев (зимой), частных огородов и садов. И никакой управы на них нет. Участковый уполномоченный не придёт и не спросит: «Почему ты уже месяц, уволившись с работы, не работаешь?» ЛТП нет. В общем, всеобщая свобода плюс демократия. В посёлке два круглосуточных магазина, прикрывающихся торговлей пивом, коктейлями и т.д. Некоторые магазины открываются с семи часов утра и к ним сразу же стекаются ночные работники, у них есть доверенные люди, которым уже в семь часов утра продают не только пиво, коктейли, но и водку, и дешёвый портвейн. А все указы и приказы властей по борьбе с пьянством и алкоголизмом просто повисают в воздухе. Ну, а как же ещё? Сам Миронов призывает восстановить ночную торговлю крепкими спиртными напитками, т.к. предприниматели от её запрещения несут большие «убытки». Вот так бы заботилась власть о народе, как она заботится о жуликоватом среднем классе.

Россия, многострадальная Россия, не раз, как казалось некоторым, была на грани расчленения, выжигалась татаро-монголами, крымскими и казанскими татарами, поляками и литовцами, но каждый раз, благодаря любви народа к своей Родине, как птица Феникс, вставала из пепла, Я верю, что будет так и на сей раз.

Пока мы проедаем созданное при Советском Союзе, выкачиваем природные невосстановимые ресурсы: газ, нефть и другие, варварски разворовываются морепродукты, лес, застраиваем дворцами пахотные земли, преступно относимся к созданному в СССР. Всего один пример: разрушение Саяно-Шушенской ГЭС, которая строилась методом всенародной стройки так же, как БАМ и многие другие предприятия. ГЭС строилась на века. Но при нынешней безответственности, желании хозяев бывшей всенародной собственности выжать всё из попавшей в их руки всенародной собственности, а потом хоть потоп. И потоп на Саяно-Шушенской ГЭС произошёл, унеся с собой жизни 77 работников ГЭС. Виновных в этой вселенской катастрофе, ну, как-то очень трудно отыскать, легче выкинуть из государственной казны 40 миллиардов рублей и годы труда восстановителей станции, недоплатив учителям, врачам, матерям-одиночкам, пенсионерам, лишить школьников бесплатных учебников, население - бесплатных прививок, поднять до заоблачных высот цены на лекарства.

Создаётся впечатление, что своего страна не производит ничего, если не считать нефть, газ, сталь, лес - кругляк, уходящий бесконечными эшелонами в Финляндию, Китай... Одеваемся в китайское, турецкое, европейское, электроника японская, корейская.., вместо «ТУ» Боинги и аэрбасы не первой свежести, клубника турецкая, израильская, мясо аргентинское, куриные ножки американские, автомобили со всего света, вазовские, нижегородские, видимо скоро исчезнут с наших дорог. Получается по старой песне:

....до основанья всё разрушим

Мы свой, мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем.

Но что-то очень долго строим: уже 20 лет. А пока всё по-прежнему: стадо КРС вырезается, свиноводство дышит на ладан, своей одежды, обуви и другого нет или оно неконкурентоспособно: текстильная промышленность, обувная промышленность. Зато снятая с забитого животного кожа закапывается в землю, потому что выручки за неё не хватит на проезд до приёмного пункта.

Пожалуй, пока не разучились делать военные самолёты и вертолёты очередных поколений, да и те большей частью поступают в армии Индии, Китая, Малайзии и другие страны, только не в свою армию, которая донашивает стоптанные сапоги Советской Армии. Наверное, я сгущаю краски. А Москва?! Огромный мегаполис, где есть работа, достаточно высокие зарплаты даже у простых рабочих. Я не был в Москве лет двадцать. Вижу Москву проездом с Савёловского вокзала до станции метро Выхино, чтобы переехать на Голутвинскую электричку, при поездках в Коломну. Заехай я на Арбат, в центр Москвы да в любой район, конечно же, ничего не узнаю, потому что Москвы двадцатилетней давности просто нет. Есть Москва лужковская. Но ведь Москва - это не вся страна. И получается, как в старой лагерной песне:

Москва - ты столица,

Ты шумно живёшь.

Кремлёвские звёзды сияют.

А там далеко, за сибирской тайгой,

Миллионы людей пропадают.

Поэт и композитор народные.

Коломну я люблю. Это город моего детства. Там я проучился три года, окончив 7 классов в 1950 году. До сих пор с благодарностью вспоминаю учителей этой школы, особенно математика Марию Викторовну, словесника Анфису Васильевну, директора школы фронто-вика Ионова и многих других. Бывая в Коломне, я обязательно прохожу мимо здания бывшей школы, с которой связаны три года моего подросткового возраста. Я не знаю, что сейчас находится в этом здании, но для меня оно навсегда останется мужской семилетней школой № 6. Я люблю реку Коломенку, люблю пройти Косой горой в Кремль, пройти через всю его территорию и выйти через Пятницкие ворота, через которые Дмитрий Донской повёл своё 150000-е войско на Куликово поле, люблю побродить по мемориалу, посвященному коломенцам, погибшим в период ВОВ. Люблю проехать на трамвае от остановки улица III Интернационала до остановки Голутвин, люблю побродить по парку на площади Двух революций, постоять перед памятником жертвам революции 1905-1907 годов. С этим городом связаны 28 лет моей жизни, но он мне намного роднее Дмитрова, в Дмитровском районе я живу 46 лет. Это тоже хороший, ухоженный красивый город. Здесь в Дмитровском районе в д. Раменье, где первые девять лет, с 1964 по 1973 год, я работал учителем русского языка в восьмилетней школе, разместившейся в двухэтажном деревянном здании бывшей земской школы, построенной в 1906 году, я открыл счёт педагогическому стажу. Теперь этого здания нет. В 90-х годах после закрытия восьмилетней школы его за бесценок продали на слом дачникам. Жил я сначала на частной квартире у пенсионерки Королёвой Марии Егоровны.

Здесь я в 1966 году женился на молоденькой учительнице немецкого языка. Ей тогда было неполных 20 лет. Здесь у нас уже в служебной квартире без каких-либо удобств родились две дочери погодки, которым теперь за 40. Здесь же, но уже в посёлке Новосиньково родились мои внуки, которые уже работают, и внучка, которой 21.09. исполнилось три годика. Здесь родился мой правнук Алёша, которому исполнилось три года. И всё-таки Коломна мне ближе, роднее. Я радуюсь, что с каждым годом она становится всё краше, уютнее. Иногда я заезжаю в пединститут на Зелёной, хотя во время моего студенчества он находился в типовом здании средней школы и в нём было всего три факультета. До сих пор с благодарностью вспоминаю прекрасных преподавателей института: чету историков Ефремцевых, профессора Бочкарёва, преподавателя немецкого языка Некрасова Ю., декана истфака Глеба Артемьевича Шпеера и многих других.

На молитвинском кладбище похоронены моя мать, отец, сестра, два брата. Где могилы двух самых старших братьев, мне неизвестно. Возможно, их и не было. Оба они пропали без вести в октябре-ноябре 1941 года.

Подводя итоги своей жизни, а мне в январе 2011 года исполнится 75 лет, хочется сказать словами Тургенева: «Мы ещё повоюем...», хочется сказать, что в моей жизни были некоторые достижения, были, конечно, и ошибки, в которых я горько раскаивался. Но я старался жить честно, работать с полной отдачей сил, учил детей не только русскому языку, литературе, истории, я учил их любить родителей, любить окружающих нас хороших людей. Я учил их любить Родину. 19 июня 2010 года выпускники моего 9 класса (а в нём было 43 учащихся), из них 26 продолжили обучение в 10 и 11 классах, 11 класс я выпустил в 1992 году, пригласили меня на встречу, собралось больше 20 моих теперь уже 37-летних отцов и матерей семейств. Эта встреча прошла в очень тёплой обстановке на старой пристани канала им. Москвы, недалеко от посёлка Мельчевка, в котором когда-то работало торфопредприятие, брикетный завод. Теперь там нет ни того, ни другого, да и сам посёлок захирел, люди остались без работы.

С горечью я узнал, что трое из моих выпускников 1990 года умерли от алкогольного отравления. А уже после этой встречи повесился выпускник 1992 года Лапенков Алексей. Это буквально потрясло, я несколько дней не находил себе места. Ведь я недавно видел его весёлого, пьяненького. Ещё во время встречи кто-то из ребят сказал мне, что он очень сильно пристрастился к спиртному. Эти жестокие издержки переходного периода, длящегося уже 20 лет, и одному Богу известно, сколько лет ещё продлится этот период, слишком дорогая плата за революцию 1991 года. Мы заплатили за неё сотнями тысяч человеческих жизней, занимаем одно из первых мест по самоубийствам, платим за неё развалом тысяч и тысяч семей, массовым сиротством при неживых и при живых родителях. Как-то зашёл на поселковое кладбище и ужаснулся: в могилах в основном молодёжь до 30 лет: автоавария, пьяная драка, алкогольное и наркотическое отравление - вот основные причины смертей ещё совсем молодых людей. Значит, общество тяжело больно. Но я глубоко верю, придёт же когда-нибудь «настоящий день». Я и сам за это двадцатилетие не раз срывался в алкогольный штопор, хотя никогда особого пристрастия к алкоголю не питал, но: развал Советского Союза, введение карточной системы на продукты питания и предметы ширпотреба, расстрел Белого Дома из танковых орудий, недостроенный дом, который мы с зятем строили с 1992 по 2002 год и который пришлось обменять на малогабаритную двухкомнатную квартиру для семьи младшей дочери. Это двухэтажный дом со всеми коммуникациями: водопровод, канализация, электричество, газ. Дом был уже на выходе, ещё несколько усилий и энное количество денег, но у дочери с зятем не хватило терпения. А при доме был земельный участок 0,20 га. На этой почве разлады, размолвки с женой. Но из каждого такого штопора мне удавалось выходить без больших потерь. Успокоение я находил в работе: 0,27 га земли в двух участках. Один из них на мне, другой на зяте, содержание животных, постоянная занятость помогала преодолевать стрессы, вызванные происходящими в стране событиями, поддерживала многочисленная семья: жена, дочери, зятья, внуки. И после чёрных дней наступало успокоение, приходило убеждение, что безвременье сменится стабильностью.

Вообще-то в этом убеждает и сама жизнь. Хоть и медленно восстанавливается разваленная система детсадовского содержания и воспитания детей дошкольного возраста, к счастью, в нашем посёлке ни один из трёх типовых детских садов не был «приватизирован», радостно видеть, что в посёлке появляется всё больше молодых мамаш, гуляющих со своими детьми в парках, на детских площадках, с приходом нового главы администрации (он работает второй срок), преображается посёлок: решена проблема со сбором и вывозом ТБО, построен ФОК, парашютная вышка, по всему посёлку проложены дорожки с твёрдым покрытием, ведётся жилищное строительство, правда, на коммерческой основе, газифицируются деревни, активно развивается индивидуальное строительство, капитально отремонтированы дом культуры, три детских сада, две школы, построен новый рынок. Обнадёживают и некоторые шаги государства, например, Президент недавно поднял вопрос о преобразовании разваленной системы подготовки рабочих кадров и системы высшего образования в плане сокращения количества вузов и повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Есть хоть и небольшие сдвиги в сельском хозяйстве.

Страшной ошибкой будет, если разговоры о платном образовании в школе воплотятся в жизнь. Родители из семей со средней зарплатой и сейчас с трудом собирают своих детей в школу, подчас залезая в долги. Пусть богачи обучают своих детей в частных платных школах, в Оксфорде, Кембридже, Сорбонне, что они и делают. У основной массы народа такой возможности нет. Им и сейчас приходится платить за охрану школы, сдавать классному руководителю деньги на ремонт класса и прочее. Только это минует бухгалтерский учёт и делается полулегально.

Нужно создавать больше рабочих мест, повышать зарплату рабочим, учителям, врачам, т.е. тем, кто непосредственно создаёт материальные блага, учит и воспитывает будущее поколение, лечит людей. У нас пока всё наоборот, высокая зарплата у чиновников, к тому же имеющих приварок к ней в виде взяток. Конечно, изредка они попадаются на взятках, но, как правило, отделываются лёгким испугом, а не конкретным наказанием, предусмотренным уголовным кодексом, благодаря круговой поруке и тем же пресловутым взяткам.

Хочется верить, что наш многострадальный народ найдёт в себе силы пережить это безвременье и «широкую, ясную грудью проложит» дорогу в прекрасное будущее. Он этого достоин, потому что его мучили всю тысячелетнюю историю России. Правда, мы старики, да, пожалуй, и наши дети не доживут, не увидят этого. Может быть, его увидят наши внуки и правнуки, которые будут жить в другой стране, где не будет страха, лжи, где будут ценить человека по делам, а не по словам. Очевидно, они будут гордится своей страной, радоваться её достижениям в экономике, науке, искусстве, культуре. Они будут гордиться страной, где не будет пороков нынешней России: повального пьянства, наркотизации населения, проституции, самоубийств, массового сиротства, суррогатной культуры, упорно внедряемой современным телевидением, многими печатными СМИ, целой армией щелкопёров, именующих себя писателями, выдающих миллионными тиражами свои опусы, ради добывания денег любой ценой, даже ценой растления населения, особенно молодёжи.

Когда же, наконец, возродится великая русская культура, оставленная нам в наследство Пушкиным, Л. Толстым, М. Шолоховым, А. Твардовским, Щепкиным, Андреевой, Шаляпиным, Собиновым, Козловским, Дунаевским, Шостоковичем, сотнями великих русских советских писателей, поэтов, композиторов, артистов кино и эстрады? Когда же с экранов телевизоров исчезнут фильмы с морями крови, которая проливается нашим народом? Когда с экранов телевизоров исчезнут телеведущие подобные К. Собчак, Палееву и десяткам других им подобных, пропагандирующих всеядность, безнравственность, калечащих души людей?

С этими приёмами буржуазной пропаганды мы знакомы не понаслышке. Эти приёмы нашими пропагандистами заимствованы один к одному на западе. Цель её известна ещё с Древнего Рима – хлеба и зрелищ, чтобы народ «плясал и плакал под забором».

За двадцать прошедших лет в нашей культуре не создано ничего значительного, если не считать лужковских новоделов, дворцов необуржуазии, расплодившихся, как опёнки в нынешнем году.