Фотогалерея

Церковь Илии Пророка села Сандыри в окормляемом детском доме-интернате «Планета Детства»

Ильинский храма села Сандыри до разрушенияДеревянная церковь Илии Пророка, построенная в 1789 г. в боль­шом пригородном селе Сандыри, стояла до революции. В Третьяковской галерее эк­спонируется икона «Умиление» 1466 г. из церкви с. Сандыри (по местному пре­данию икона считалась написанной в XII в.). В 1887 г. священник сандырёвской цер­кви Феодор Борисоглебский рассказывал, что икона была преподнесена графу Сергею Борисовичу Шереметьеву мальтийскими кава­лерами в бла­годарность за покровительство (но он был в небольшом чине и со­мнительно, чтобы мог оказать покровительство, и. вероятно, пожертвовал храму свою фамильную икону). В храме так же находилась и 500-летняя ико­на Илии Пророка, которая чествовалась 2 августа (20 июля старого стиля), в день празднования святого, крестным ходом из Коломенского собора.

В 1626-1629 гг. село относилось к приказу Большого дворца, им владела мать царя Михаи­ла Фёдоровича Романова, Ксения Ивановна, «великая инокиня» Марфа. В 1649 г. село получил в поместье думный дворянин Семён Ивано­вич Заборовский. А в 1676 г. Заборовский продал его боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову, чей род владел селом до 1755 года.

В 1756 г. Сандырёвская вотчина перешла к гвардии ротмистру графу Сергею Борисовичу Шереметеву, и впоследствии передавалось его потомкам вплоть до 1917г.

При Шереметевых в селе значительно увеличивалось число душ:  с 262-х крестьянских душ «мужского полу» в середине XVIII века, до 93-х дворов, в которых жили 330 человек мужского пола и 366 женского, к концу века, и 128 дворов, 429-ти  «душ мужского» и 574-х «душ женского полу» к 1852 году. Все крес­тьяне находились на оброке, но, по сравнению с другими имениями, он не был обременитель­ным, а если принять во внимание, что сандырёвцы жили не столько земледелием, сколько придорожным извозным промыслом, то и со­всем лёгким. Положение села на старинном пути с юга на Москву пре­вратило его в станцию для ночлега и остановок проезжающих. Дви­гавшиеся с юга обозы предпочитали Сандыри, где чуть не в каждом доме были постоялые дво­ры, а на улице, кроме того, «обжорки» - лавочки или ларьки, кое-где тайные шинки. Днем и но­чью движение конное и пешее было чрезвычай­ное, прогонялись гурты скота, шли обозы с хлебом, солью, железом, нуждавшихся в кровле, от­дыхе и питании было множество. Барского дома в Сандырях не было.

С Шереметевыми связан один из любопытных местных обычаев: у графа вышла размолвка с Коломенским владыкой, долгое время они не могли примириться. Наконец, Шереметев приехал к архипастырю с повинной, прося его забыть прошлое и посетить сандырёвское имение. Владыка не только простил вельможу, но ещё и на Ильин день, отслужив Литургию в Успенском кафедральном соборе, отправился в Сандыри пешком, во главе крестного хода. С тех пор вплоть до 1920-х годов ежегодно из Успенского собора в Ильин день отправлялся крестный ход, который сохранился даже после упразднения Коломенской епархии. На престольный праздник храм богато украшали, а всю дорогу до церкви сандырёвские крестьяне устилали ковром из травы и цветов.

В исторических документах в селе упоминаются две церкви: деревянная Духовская и каменная Ильинская. Ныне в Сандырях стоит цер­ковь Илии Пророка с придела­ми Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сер­гия Радонежского, построенная в 1834 г. на средства крестьян Георгия Фёдоровича и Галакти­она Герасимовича Бакулиных. Никольский придел был освящён в 1839 г., главный престол Проро­ка Илии - в 1848 г. при настоя­теле храма священнике Луке Ус­пенском. Кирпичное здание храма с белокаменным цоколем и множеством деталей отделки было великолепным образцом стиля ампир: куб четверика венчался ротондой и барабаном с единственной главкой, с запада примыкала трапезная и четырехъярусная колокольня.

Основными благотворителями храма продолжал оставаться род Бакулиных. Происходя их сандырёвских крестьян, они неизменного занимали должность церковного старосты, передаваемую от отца к сыну. Позднее Бакулины уже не жили здесь, приезжая на родину всего несколько раз в году, но всегда бывали на престольном празднике, привозя с собой хор московских певчих во главе с одним из самых знаменитых диаконов. В пасхальную ночь у храма устраивались иллюминация и фейерверк - по свидетельствам очевидцев, роскошнее, чем в главном соборе.

В 1907 г. церковным старостой стал потомственный почётный граж­данин Алексей Павлович Бакулин. И в 1910 г. за труды по благоукрашению храма он был награждён золотой медалью на Андреевс­кой ленте.

При церкви стоял каменный одноэтажный дом богадельни имени Бакулиных. В богадельне призревали 5 женщин. В ведомости о богадельнях при церквах Коломенского уезда за 1910 г. указано, что богадельня при Ильинской, в селе Сандырях, церкви содержалась на проценты с 10 000 рублей, пожертвованных покойным П.Г. Бакулиным и женой его, дом, в котором находилась богадельня, был также пожертвован в церковь. Так же в приходе Ильинского храма была земская начальная Сандырёвская школа.

Церковный притч храма издавна состоял из священника, дьячка и поно­маря. В 1816 г. прибавлена диаконская вакансия. Клировая ведомость за 1840 г. сообщает, что священником в церкви с. Сандыри был Иоанн Яковлев, сын священника, в школах не обучался. В 1800 г. посвящён во диакона к Коломенской Богоявленской церкви еписко­пом Серафимом Дмитровским из дьячков Успенской церкви с. Черки­зова. В 1804 г. рукоположен во священника митрополитом Платоном к храму с. Сандыри. Диакон Илия Сергеевич Грязнов, женат на дочери о. Иоанна, Наталии Ивановне. В 1840 г. дьячком при храме служил Ефимий Алексеевич Сандырёвский, пономарём был Фё­дор Афанасьевич Знаменский.

В конце XIX века притч по штату состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1902 г. при церкви с. Санды­ри служил священник Виктор Павлович Смирнов. В 1898 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттеста­том 2-го разряда. С 1898 по 1902 г. работал учителем в Юдинской церковноприходской школе Можайского уезда. В 1902 г. рукоположен во священника к Ильинскому храму с. Сандыри, в том же году опреде­лён законоучителем в Сандырёвском земском училище. С 1903 г. со­стоял наблюдателем над Сандырёвской народной библиотекой. В 1911 г. награждён набедренником, в 1916 г. - скуфьёй. У о. Виктора и его жены Ольги Алексеевны было трое детей: Борис, Евге­ний и Анатолий. Отцу Виктору сослужили диакон Иван Иванович Ни­кольский и псаломщик Николай Леонидович Востоков

3 февраля 1883 года в Сандырях в семье псаломщика Петра Бажанова родился сын Сергей, будущий священномученик. После окон­чания трёх классов Московской Духовной семинарии Сергей Петро­вич Бажанов служил до 1918 г. диаконом в Успенском соборе г. Ко­ломны. В 1918 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Троицкие Озерки Коломенского района, с 1923 по 1930 г. служил в Иоанно-Предтеченской церкви в Городищах (в наше время вошло в черту Коломны), с 1930 г. - в Никольской церкви с. Городня (Луховиц­кий район). В 1932 г. о. Сергий был приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудо­вом лагере. На него свалили срыв посевной кам­пании 1932 г., будто создание семенного фонда было сорвано из-за его систематической агитации. Отработав на строительстве Беломоро-Балтийского канала, о. Сергий снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 г. он вновь был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Его снова обвиняли в контрреволюционной агитации. Отец Сергий вины не признал. 25 октября 1937 г. он был приговорён к смертной казни и 31 октября расстрелян.

Храм был закрыт в конце 1930-х гг., судьба последнего настоятеля неизвестна. В 1950-х годах  цер­ковь была варварски перестрое­на, разрушена колокольня, главка, надстроена апсида. Всё убранство было утрачено. В здании располо­жился детский дом.

 

(При подготовке статьи использованы материалы из книги протоиерея Олега ПЭНЕЖКО «Храмы г. Коломны и окрестностей» - Чехов, 2007)