Церковь Илии Пророка села Сандыри в окормляемом детском доме-интернате «Планета Детства»
Деревянная церковь Илии Пророка, построенная в 1789 г. в большом пригородном селе Сандыри, стояла до революции. В Третьяковской галерее экспонируется икона «Умиление» 1466 г. из церкви с. Сандыри (по местному преданию икона считалась написанной в XII в.). В 1887 г. священник сандырёвской церкви Феодор Борисоглебский рассказывал, что икона была преподнесена графу Сергею Борисовичу Шереметьеву мальтийскими кавалерами в благодарность за покровительство (но он был в небольшом чине и сомнительно, чтобы мог оказать покровительство, и. вероятно, пожертвовал храму свою фамильную икону). В храме так же находилась и 500-летняя икона Илии Пророка, которая чествовалась 2 августа (20 июля старого стиля), в день празднования святого, крестным ходом из Коломенского собора.
В 1626-1629 гг. село относилось к приказу Большого дворца, им владела мать царя Михаила Фёдоровича Романова, Ксения Ивановна, «великая инокиня» Марфа. В 1649 г. село получил в поместье думный дворянин Семён Иванович Заборовский. А в 1676 г. Заборовский продал его боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову, чей род владел селом до 1755 года.
В 1756 г. Сандырёвская вотчина перешла к гвардии ротмистру графу Сергею Борисовичу Шереметеву, и впоследствии передавалось его потомкам вплоть до 1917г.
При Шереметевых в селе значительно увеличивалось число душ: с 262-х крестьянских душ «мужского полу» в середине XVIII века, до 93-х дворов, в которых жили 330 человек мужского пола и 366 женского, к концу века, и 128 дворов, 429-ти «душ мужского» и 574-х «душ женского полу» к 1852 году. Все крестьяне находились на оброке, но, по сравнению с другими имениями, он не был обременительным, а если принять во внимание, что сандырёвцы жили не столько земледелием, сколько придорожным извозным промыслом, то и совсем лёгким. Положение села на старинном пути с юга на Москву превратило его в станцию для ночлега и остановок проезжающих. Двигавшиеся с юга обозы предпочитали Сандыри, где чуть не в каждом доме были постоялые дворы, а на улице, кроме того, «обжорки» - лавочки или ларьки, кое-где тайные шинки. Днем и ночью движение конное и пешее было чрезвычайное, прогонялись гурты скота, шли обозы с хлебом, солью, железом, нуждавшихся в кровле, отдыхе и питании было множество. Барского дома в Сандырях не было.
С Шереметевыми связан один из любопытных местных обычаев: у графа вышла размолвка с Коломенским владыкой, долгое время они не могли примириться. Наконец, Шереметев приехал к архипастырю с повинной, прося его забыть прошлое и посетить сандырёвское имение. Владыка не только простил вельможу, но ещё и на Ильин день, отслужив Литургию в Успенском кафедральном соборе, отправился в Сандыри пешком, во главе крестного хода. С тех пор вплоть до 1920-х годов ежегодно из Успенского собора в Ильин день отправлялся крестный ход, который сохранился даже после упразднения Коломенской епархии. На престольный праздник храм богато украшали, а всю дорогу до церкви сандырёвские крестьяне устилали ковром из травы и цветов.
В исторических документах в селе упоминаются две церкви: деревянная Духовская и каменная Ильинская. Ныне в Сандырях стоит церковь Илии Пророка с приделами Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1834 г. на средства крестьян Георгия Фёдоровича и Галактиона Герасимовича Бакулиных. Никольский придел был освящён в 1839 г., главный престол Пророка Илии - в 1848 г. при настоятеле храма священнике Луке Успенском. Кирпичное здание храма с белокаменным цоколем и множеством деталей отделки было великолепным образцом стиля ампир: куб четверика венчался ротондой и барабаном с единственной главкой, с запада примыкала трапезная и четырехъярусная колокольня.
Основными благотворителями храма продолжал оставаться род Бакулиных. Происходя их сандырёвских крестьян, они неизменного занимали должность церковного старосты, передаваемую от отца к сыну. Позднее Бакулины уже не жили здесь, приезжая на родину всего несколько раз в году, но всегда бывали на престольном празднике, привозя с собой хор московских певчих во главе с одним из самых знаменитых диаконов. В пасхальную ночь у храма устраивались иллюминация и фейерверк - по свидетельствам очевидцев, роскошнее, чем в главном соборе.
В 1907 г. церковным старостой стал потомственный почётный гражданин Алексей Павлович Бакулин. И в 1910 г. за труды по благоукрашению храма он был награждён золотой медалью на Андреевской ленте.
При церкви стоял каменный одноэтажный дом богадельни имени Бакулиных. В богадельне призревали 5 женщин. В ведомости о богадельнях при церквах Коломенского уезда за 1910 г. указано, что богадельня при Ильинской, в селе Сандырях, церкви содержалась на проценты с 10 000 рублей, пожертвованных покойным П.Г. Бакулиным и женой его, дом, в котором находилась богадельня, был также пожертвован в церковь. Так же в приходе Ильинского храма была земская начальная Сандырёвская школа.
Церковный притч храма издавна состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1816 г. прибавлена диаконская вакансия. Клировая ведомость за 1840 г. сообщает, что священником в церкви с. Сандыри был Иоанн Яковлев, сын священника, в школах не обучался. В 1800 г. посвящён во диакона к Коломенской Богоявленской церкви епископом Серафимом Дмитровским из дьячков Успенской церкви с. Черкизова. В 1804 г. рукоположен во священника митрополитом Платоном к храму с. Сандыри. Диакон Илия Сергеевич Грязнов, женат на дочери о. Иоанна, Наталии Ивановне. В 1840 г. дьячком при храме служил Ефимий Алексеевич Сандырёвский, пономарём был Фёдор Афанасьевич Знаменский.
В конце XIX века притч по штату состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1902 г. при церкви с. Сандыри служил священник Виктор Павлович Смирнов. В 1898 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. С 1898 по 1902 г. работал учителем в Юдинской церковноприходской школе Можайского уезда. В 1902 г. рукоположен во священника к Ильинскому храму с. Сандыри, в том же году определён законоучителем в Сандырёвском земском училище. С 1903 г. состоял наблюдателем над Сандырёвской народной библиотекой. В 1911 г. награждён набедренником, в 1916 г. - скуфьёй. У о. Виктора и его жены Ольги Алексеевны было трое детей: Борис, Евгений и Анатолий. Отцу Виктору сослужили диакон Иван Иванович Никольский и псаломщик Николай Леонидович Востоков
3 февраля 1883 года в Сандырях в семье псаломщика Петра Бажанова родился сын Сергей, будущий священномученик. После окончания трёх классов Московской Духовной семинарии Сергей Петрович Бажанов служил до 1918 г. диаконом в Успенском соборе г. Коломны. В 1918 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Троицкие Озерки Коломенского района, с 1923 по 1930 г. служил в Иоанно-Предтеченской церкви в Городищах (в наше время вошло в черту Коломны), с 1930 г. - в Никольской церкви с. Городня (Луховицкий район). В 1932 г. о. Сергий был приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере. На него свалили срыв посевной кампании 1932 г., будто создание семенного фонда было сорвано из-за его систематической агитации. Отработав на строительстве Беломоро-Балтийского канала, о. Сергий снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 г. он вновь был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Его снова обвиняли в контрреволюционной агитации. Отец Сергий вины не признал. 25 октября 1937 г. он был приговорён к смертной казни и 31 октября расстрелян.
Храм был закрыт в конце 1930-х гг., судьба последнего настоятеля неизвестна. В 1950-х годах церковь была варварски перестроена, разрушена колокольня, главка, надстроена апсида. Всё убранство было утрачено. В здании расположился детский дом.
(При подготовке статьи использованы материалы из книги протоиерея Олега ПЭНЕЖКО «Храмы г. Коломны и окрестностей» - Чехов, 2007)